Для транспортно-логистической отрасли Узбекистана характерны пять особенностей, заявил управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов.
В том числе:
1) Дефицит передовых технологий и современного оборудования, строительных материалов, качественных участков с доступом к инженерным сетям и квалифицированных кадров – общий набор проблем для центральноазиатского коммерческого девелопмента.
2) Дисбаланс между спросом и предложением, и как следствие, околонулевой показатель вакансии (до 1%).
3) Сверхвысокая концентрация предложения (девять десятых от общего объема) внутри одной локации – Ташкентской агломерации.
Правда, в стране ведется серьезная работа по диверсификации логистической сети. Помимо упомянутых выше региональных проектов этот тренд выражается еще в нескольких случаях: мультимодальный ТЛЦ класса A «Логопарк Самарканд», логистический центр возле таможенного поста «Алат» в Бухарской области, Chongqing International Logistics Hub Park в свободной экономической зоне «Навои».
4) Низкая доля помещений класса А в общей структуре качественной складской недвижимости – 22% (в 🇰🇿Казахстане – 41%, в 🇰🇬Кыргызстане – 33%).
5) Крайне малая выборка в категории объектов класса А задает сверхвысокий арендный ценник – 150+ долларов за квадратный метр в год (максимум для стран Центральной Азии и Закавказья). Это на 30% дороже, чем в Московском регионе, и на 40%, чем в Екатеринбурге.
«Отдавая должное рывку, который узбекская логистическая индустрия проделала в 2024 году, необходимо отметить, что ей пока не удалось избавиться от большинства структурных тормозов», — отметил эксперт.
По словам Станислава Ахмедзянова, рост сохранится в любом случае, но без проведения масштабных реформ он будет недостаточным, чтобы преодолеть отставание от ведущих экономик Евразии.