В России завершился Петербургский международный экономический форум. Перечислить все события в кратком тексте невозможно, поэтому редакция LogiStan решила остановиться на некоторых моментах, актуальных для стран Центральной Азии.
📌 Пожалуй, наиболее заметными событием для стран Центральной Азии на ПМЭФ стало подписания ряда соглашений о строительстве атомных электростанций.
1) Глава «Росатома» Алексей Лихачев и директор «Узатома» Азим Ахмедхаджаев подписали документ об основных параметрах проекта строительства АЭС большой мощности. Два энергоблока ВВЭР-1000 могут возвести на площадке уже строящейся в Узбекистане АЭС малой мощности (330 мегаватт).
Конкретики по новому проекту нет. Отдельная интрига — финансирование. Ташкент хочет, чтобы деньги на льготных условиях предоставил внешний инвестор. Возьмет ли на себя эту нагрузку «Росатом» и на каких условиях — большой вопрос.
2) 20 июня 2025 года директор «Росатома» подписал дорожную карту с председателем Агентства по атомной энергетике Казахстана. Речь о строительстве АЭС в Алматинской области. Подписание документа стало возможным после того, как власти Казахстана назвали «Росатом» победителем в конкурсе на роль лидера в международного консорциума по строительству АЭС.
По сравнению с узбекистанским проектом, о казахстанском есть чуть больше информации: стройка оценивается примерно в $11,2 млрд, завершить строительство планируют не ранее 2037 года. Финансирование за счет российского льготного кредита.
Налицо дефицит конкретики. Очевидно, что стороны еще продолжают переговоры об условиях реализации проекта.
📌 Еще одной темой переговоров на ПМЭФ, затрагивающей интересы Центральной Азии, стала энергетика.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер обсудил с вице-премьером Узбекистана Жамшидом Ходжаевым «актуальные вопросы в рамках реализации стратегического меморандума о сотрудничестве в энергетическом комплексе».
С первым вице-премьер-министром Казахстана Романом Скляром, Алексей Миллер беседовал о «долгосрочном сотрудничестве в газовой сфере».
Некоторые подробности о переговорах с Казахстаном озвучил Владимир Путин. Президент России отметил, что сейчас Москва и Астана решают «как вместе выходить на рынки третьих стран и как организовать логистические маршруты по поставкам казахстанской нефти не только через систему КТК — Каспийского трубопроводного консорциума, но и по другим каналам».
В глаза бросается отсутствие информации о сути и итогах переговоров. Для Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана тема поставок природного газа из России является весьма важной. Отсутствие конкретики не дает возможности оценить успешность встреч.
📌 Важную роль играли дискуссии по темам, которые напрямую Центральной Азии не касались, но предоставляли важную информацию для анализа.
Вот, к примеру, обсуждавшийся на ПМЭФ проект первой высокоскоростной железнодорожной магистрали. Запуск движения по маршруту «Москва – Санкт-Петербург» запланирован на 2028 год. В планах правительства за 20 лет построить в России более 4,5 тысячи километров ВСМ.
Чиновникам и логистам Казахстана и Узбекистана изучение российского опыта дает возможность получить ценную информацию для анализа аналогичных проектов у себя. В том числе — идеи постройки ВСМ, связывающей города Алматы, Бишкек, Тараз, Шымкент и Ташкент. Этот проект регулярно обсуждается, однако из-за дороговизны и сомнительной эффективности дальше разговоров дело пока не идет.