В новостях о планах Таджикистана на 2025 год практически отсутствует информация о значимых логистических проектах. Анонсированы запуск третьего агрегата Рогунской ГЭС, реконструкция автомобильных дорог, строительство логистических центров. Информация обрывочна и противоречива.
Железная дорога Таджикистана в 2025 году
Таджикистан занимает одно из самых неудачных с точки зрения логистики мест в Центральной Азии. После выхода из единой транспортной системы Советского Союза в 1991 году страна получила три отдельных участка железной дороги, которые соединяются через Узбекистан. После обретения независимости и последующей за ней гражданской войны Душанбе не смог выстроить единую железнодорожную инфраструктуру, ситуация с транспортной связанностью остается сложной. На сегодняшний день более 90%грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт. По железной дороге везут около 5% грузов.
Таджикистан находится на периферии ключевых транзитных маршрутов. Перспективы участия в масштабных логистическим проектах России или Китая тоже пока сомнительны (соседнем Кыргызстану в этом смысле повезло больше). Возможность прокладки железнодорожного полотна осложняется рядом факторов:
– сложный ландшафт – более 90% территории страны занимают горы;
– отсутствие у Таджикистана средств для реализации проектов.
– общая граница с Афганистаном, повышающая риски безопасности;
– наличие альтернативных и уже действующих транзитных маршрутов соединяющих Россию, Китай, Иран и Европу;
Читайте также: Проекты в Центральной Азии в 2025 году: Кыргызстан
Таджикистан входит в проект ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия). Однако данная инициатива работает слабо, не системно. Проект пытаются реализовать с 1993 года. Например, в начале прошлого года анонсировали «открытие Фонда TRACECA», который может «заработать в 2025 году».
Сейчас ТРАСЕКА не функционирует как полноценный маршрут. А работа его отдельных элементов сопряжена с перебоями, задержками и проблемами. Например, железнодорожная ветка, соединяющая Азербайджан, Грузию и Турцию и проходящая по маршруту «Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс» (БТК) закрылась «на модернизацию» в 2023 году, т.е. через 5,5 лет после открытия. За это время по маршруту перевезли 1,5 млн тонн груза. Поезда по БТК снова запустили весной 2024 год, пропускная способность маршрута увеличена с 1 до 5 млн тонн в год.
БТК, являясь основным маршрутом ТРАСЕКА одновременно является частью и стыкуется с Транскаспийским маршрутом (ТМТМ). В прошлом он не пользовался популярностью и оставался хронически недозагруженным.
По маршруту ТМТМ идут и грузы из Таджикистана. В основном это – удобрения, бокситы, алюминий. Объем перевозок по железной дороге за последние три года не претерпел существенных изменений:
– 2022 год – 6,05 млн тонн
– 2023 год – 6,4 млн тонн
– 2024 год – 4,812 млн тонн (по данным за девять мес. январь – сентябрь).
По состоянию на 2024 год парк Таджикской железной дороги состоит из 1,4 тысячи грузовых, 300 пассажирских вагонов и 44 локомотивов. Минтранс страны сообщил о нехватке как минимум тысячи вагонов и трех локомотивов. Эти цифры близки к показателям ТЖД 2013 года – 2 169 грузовых вагонов, 432 пассажирских вагонов и 59 локомотивов.
О прокладке и разработке дополнительных железнодорожных маршрутов до конца 2025 года не сообщается. В государственной программе развития транспортного комплекса Таджикистана до 2025 года задачи развития логистической отрасли обозначены скромно:
– замена изношенных рельсов;
– обновление парка локомотивов и вагонов (подвижной состав изношен на 70%);
– реконструкция ремонтных цехов.
Полную версию программы можно скачать по ссылке.
На уровне обсуждения находятся два проекта:
Железная дорога «Джалолиддини Балхи – Нижний Пяндж» до границы с Афганистаном. Предполагаемая протяженность полотна около 51 километра, проект включает строительство 28 мостов и 160 водосточных систем. В 2024 году Душанбе вел переговоры о разработке ТЭО с Корейским агентством по международному сотрудничеству (КОIСА). Ожидаемая стоимость разработки ТЭО проекта – $4 млн. Отметим, что разработка ТЭО вовсе не гарантирует начало строительства дороги.
- Мультимодальный коридор «Китай – Таджикистан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция – Европа». Подробности проекта в открытых источниках отсутствуют, но в 2024 году Минтранс Таджикистана анонсировал запуск пилотного грузового поезда по этому маршруту. Информации о том, доехал ли поезд до точки назначения и выехал ли он вообще – нет. Выглядит масштабно, но сомнительно.
Автомобильные дороги Таджикистана
Автомобильные дороги в Таджикистане имеют несколько ключевых особенностей:
– являются основными транспортными артериями страны;
– обеспечивают перевозку 70% народнохозяйственных грузов;
– имеют высокую степень износа;
– строятся и реконструируется за счет иностранных кредитов (так же, как и в Кыргызстане);
– информация о сроках реализации проектов, стоимости и условиях выделения средств в открытых источниках, как правило, отсутствует.
Возьмем для примера регулярно упоминающийся автомобильный маршрут Гулистон-Фархор-Пяндж-Дусти, протяженностью 133 км. Дорога, в случае завершения реконструкции, должна связать Хатлонскую область Таджикистана с приграничными районами Афганистана и Узбекистана с дальнейшим выходом на Китай и Кыргызстан.
Работы на участке Гулистон-Фархор, протяженностью 40 км, начались в 2024 году. Как минимум частично их финансирует Фонд ОПЕК. Кредит в $10 млн выделен Таджикистану на льготных условиях. Завершить ремонт обещают в 2027 году.
Объем инвестиций в проект не известен. В разных источниках стоимость реконструкции дороги Гулистон-Фархор-Пяндж-Дусти колеблется от $41 млн до $153 млн.
Рогунская ГЭС в 2025 году. Каковы перспективы?
В течение 2025 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон обещал запустить третий из шести агрегатов Рогунской ГЭС. Первые два заработали в 2018 и 2019 годах, по состоянию на конец 2024 года они выработали около 7,5 млрд кВт-ч электроэнергии. Прогнозируемая мощность станции составляет 3 780 МВт.
Рогунская ГЭС является самой крупной в Центральной Азии, и самым известным и дорогим долгостроем в Таджикистане. Проект запустили в 1976 году, работа неоднократно останавливалась из-за нехватки средств и по внешнеполитическим причинам.
По последним данным, на достройку ГЭС потребуется 10 лет и более $6,5 млрд. Таджикистан за время строительства уже вложил в Рогун более $3 млрд. Это были деньги из бюджета, выручка от продаж акций населению, кредиты и гранты международных фондов.
Рогун – не единственный проект по генерации энергии в Таджикистане. В 2025 году запланировано увеличение выработки электроэнергии на 180 МВт за счет начала работы трех модернизированных агрегатов Кайраккумской ГЭС и одного агрегата Нурекской ГЭС. В этом же году анонсировано начало строительства солнечной электростанции в Согдийской области мощностью 200 МВт.
Логистические центры и склады
Подтвержденной информации о строительстве складов и логистических хабов в Таджикистане в 2025 году нет. Все проекты находятся на разных этапах проработок, согласований, поиска подходящих участков или инвесторов.
По неофициальным данным, неподалеку от границы с Афганистаном в течение 2025 года может начаться строительство логистического хаба, который будет включать таможенный терминал, краны для перегрузки, площадку для хранения экспортных товаров (угля и цемента).
До конца 2025 года обещают запустить строительство трех новых складских комплексов. Планируется, что они будут включать низкотемпературные складские помещения и общую площадь более 50 тыс. кв. м.
Склады с холодильным оборудованием для хранения сельхозпродукции хотели построить в Душанбе, Хатлонской и Согдийской областях. Планировалось, что склады станут частью логистических хабов, предназначенных для экспорта овощей и фруктов. Три таких центра должны были сдать в эксплуатацию в первой половине 2024 года. Информации о завершении работ в открытом доступе нет.
Одной строкой:
- В 2025 году на полную мощность обещают запустить НПЗ в СЭЗ «Дангара». Проектная мощность предприятия – 1,2 млн тонн нефти в год. Строительство оплатили китайские инвесторы – Dong Ying heli Investment and Development, они же владельцы доли в 90% в совместном предприятии.
НПЗ не работал 7 лет, практически с момента открытия в 2018 году. Причина – отсутствие сырья для переработки. В 2024 году таджикская сторона договорилась о поставках нефти с российскими и азербайджанскими поставщиками. - Весной 2025 года обещают завершить ТЭО метро в Душанбе. В открытых источниках информации о проекте мало: протяженность ветки около 10,5 км, предполагаемый маршрут – от Южных ворот до государственного цирка. Каким метро будет – надземным или подземным, его стоимость, сроки начала и завершения строительства пока не известны.
- Российский маркетплейс Wildberries анонсировал выход на рынок Таджикистана в 2025 году. Вероятно, официальный старт работы ретейлера совпадет с открытием первого пункта выдачи заказов. О строительстве логистических центров и складов WB в Таджикистане не сообщалось.
В Таджикистане существует интересная особенность подачи информации об экономических проектах – будь то ремонт автомобильной дороги или открытие тракторного завода. СМИ и чиновники всех уровней акцентируют внимание на количестве рабочих мест, которые обеспечит проект. Другие важные аспекты вроде особенностей производства, объемов продукции, рынков сбыта, рисков и т.д. чаще всего не упоминаться.
Например, за первые шесть месяцев 2024 года в Таджикистане начали работать 251 новое промышленное предприятие. Из них – 62 относятся к пищевой промышленности, 66 — к строительной отрасли, 58 — к автомобильной, оборонной и химической промышленности, 49 — к легкой промышленности, 15 предприятий относятся к горнодобывающей, металлургической и угольной промышленности. Новые производства создали 1714 мест.
Математика любопытная. Получается, что на каждом из новых предприятий работу получили по 7 человек. Судя по этому показателю, речь идет о мини или микропредприятиях.
Читайте первую часть: Проекты в Центральной Азии в 2025 году: Казахстан
Автор: Евгения Ким